ср, 14 апр. | Галерея «На Шаболовке»

«Медленное чтение» манифестов художественного авангарда: двухдневный мини-курс!

14 и 15 апреля: двухдневный мини-курс «медленного чтения» манифестов художественного авангарда с Валерием Дымшицем.
Регистрация закрыта
«Медленное чтение» манифестов художественного авангарда: двухдневный мини-курс!

Время и место

14 апр., 20:30 – 22:00
Галерея «На Шаболовке», ул. Серпуховский Вал, 24 к. 2, Москва, Россия, 115419

О событии

РЕГИСТРАЦИЯ НЕОБЯЗАТЕЛЬНА!

14 и 15 апреля в рамках выставки «Блуждающие звезды: советское еврейство в довоенном искусстве» в Галерее «На Шаболовке» пройдет мини-курс «медленного чтения» манифестов художественного авангарда с Валерием Дымшицем!

КУПИТЬ БИЛЕТ

14 апреля, в 20:30, читаем и разбираем манифест «Пути еврейской живописи» (Сухер-Бер Рыбак и Борис Аронсон, 1919).

«...Еврейский художник, благодаря его свежести, его ярко-фанатичной и наивной способности к восприятию и к воплощению своего животрепещущего живописного чувства в национальном материале, – еврейский художник призван произвести переворот в современной живописи», – писали в своем манифесте создатели и участники Лиги еврейской культуры Сухер-Бер Рыбак и Борис Аронсон.

15 апреля, в 20:30, Валерий Дымшиц медленно читает «Воспоминания о Могилевской синагоге» (Эль Лисицкий, 1923).

«Воспоминания о Могилевской синагоге» – это антиманифест, объясняющий, почему настоящим еврейским художником можно стать, если отказаться от поисков национального стиля и примкнуть к наиболее передовым течениям интернационального авангарда. «Нам живая собака дороже мертвого льва. Мы знаем: когда эта собака подохнет, она станет львом».

Для посещения мероприятия просим Вас пройти регистрацию и приобрести билет на выставку «Блуждающие звезды: советское еврейство в довоенном искусстве».

Чтобы присоединиться к онлайн-трансляции события просим Вас зарегистрироваться по этой ссылке: https://bit.ly/39SWn9M

О переводчике, исследователе еврейского искусства и литературы и докторе химических наук Валерии Дымшице: https://bit.ly/2R5f5V9 

Валерий Дымшиц: «В галерее «На Шаболовке» открылась выставка «Блуждающие здезды: советское еврейство в довоенном искусстве» (куратор: Надя Плунгян, архитектор: Александра Селиванова). При всем разнообразии стилевых манер, можно сказать, что все представленные на ней художники создают национальное искусство, исходя из его темы, но не особенно озабочены поисками «национального еврейского стиля». Можно сказать, что живописцы и графики делают шаг назад, возвращаясь в XIX в., когда изображение евреев (портрет и жанр) было исчерпывающим признаком национального в искусстве.

Между тем, десятилетием раньше, основной задачей еврейского искусства провозглашалось обретение национального стиля и, более того, национального визуального языка. Особенно характерны такого рода авангардные утопии были для наиболее радикальной и одновременно национально ориентированной художественной группы – киевской «Культур-Лиги». Отказ от большого национального проекта в еврейском искусстве нельзя объяснить ни постепенным угасанием авангарда, ни, тем более, «зажимом» еврейской культуры: в 1930-х гг. она в СССР вполне легитимна и пользуется покровительством власти. Более того, целый рад художников, продолжавших активно работать в 1930-х гг. (Эль Лисицкий, Соломон Никритин, Александр Тышлер, Исаак Рабинович, Исаак Рабичев и др.), не утратили ни своего эстетического радикализма, ни интереса к еврейской теме, но отказались от поисков особого «еврейского» пути в искусстве. Это тем более странно, что именно в 1930-х гг. был выдвинут лозунг о создании, по словам Сталина, искусства «национального по форме, социалистического по содержанию». Но как раз в тот период, когда обращение к народному искусству все больше поощряется, еврейские художники почти не проявляют интереса к народному еврейскому искусству, хотя в конце 1910-х – начале 1920-х оно очень сильно привлекало их внимание.

Короткая, но бурная история еврейской национально-художественной утопии позволяет понять, как произошло формирование гораздо более умеренного художественного языка еврейского искусства в 1930-х гг. Эту историю отчетливо иллюстрируют тексты, написанные художниками и художественными критиками в недолгую эпоху еврейской авангардной «бури и натиска».

Мероприятия подготовлены проектом «Эшколот» (при поддержке фонда Генезис) в рамках культурно-образовательной программы выставки «Блуждающие звезды: советское еврейство в довоенном искусстве».

Во время посещения галереи просим Вас соблюдать меры предосторожности: Ваша температура должна быть в пределах нормы, а в зале мы просим Вас носить маску и перчатки и соблюдать дистанцию.

Регистрация закрыта

Поделиться