Борис Титов: уплотнение жизни

 28 октября 2021 – 16 января 2022

28 октября 2021 года в галерее «На Шаболовке» Объединения «Выставочные залы Москвы» откроется выставка «Борис Титов: уплотнение жизни», посвященная книжной графике художника Бориса Титова.

Галерея «На Шаболовке» и издательство «Шрифт» представляют выставку-исследование об одном из самых оригинальных и востребованных книжных дизайнеров межвоенного времени в СССР — Борисе Борисовиче Титове (1897–1951).

 

В годы блестящего стилевого самоопределения (1928–1933 годы) Борис Титов оформил невероятное количество обложек — возможно, больше чем любой советский дизайнер. Не столько стремясь определить особый стиль нового времени, сколько увлекаясь сугубо практическими задачами — рисованием шрифта, бескомпромиссной компоновкой строк, линейным, греческим по духу рисунком — Титов добился необщего образа советских книг той поры. Ироничный, не претендующий на многозначительную репутацию, этот стиль можно назвать, по выражению дизайнера Владимира Кричевского, «незадекларированным» советским ар-деко.

Автопортрет дизайнера Бориса Титова, 1930-е

Автопортрет. 1930-е

Из личного архива

П. Павленко, «Азиатские рассказы». Федерация , 1931. Обложка Бориса Титова

П. Павленко, «Азиатские рассказы». Федерация , 1931. Обложка Бориса Титова

Неизвестны практически никакие существенные обстоятельства биографии Титова. Ученик художника Абрама Ефимовича Архипова во II-х СГХМ (1919–1921), Борис Титов не оставил станкового наследия (известно лишь нескольких автопортретов), сосредоточившись на ежедневной конвейерной работе с издательствами. Помимо программных вещей, например, четырёхтомного собрания стихотворений Сергея Есенина, первого издания мемуаров Константина Станиславского или дополнительного тома первого собрания сочинений Владимира Ленина (1926), Титов оформил обложки прижизненных изданий Бориса Пильняка, Андрея Платонова, Василия Каменского и Владимира Луговского, Леонида Леонова, Михаила Пришвина и сотни книг других, не всегда заслуженно забытых поэтов и прозаиков 1920-х. Отвечая на вопрос анкеты Союза художников «Какие произведения репродуцировались в массовых тиражах?», Титов без тени иронии писал: «Все, т.к. работал для книги».

Выставка образцов книжного дизайна Бориса Титова из фондов Российского государственного архива литературы и искусства, и коллекции Владимира Кричевского — повод оглянуться на интенсивную литературную жизнь 1920–1930-х, и напомнить зрителям о ныне забытых советских «комбинатах» беллетристики: издательствах «Земля и Фабрика», «Федерация», «ГИЗ», харьковском «Пролетарии» и других.

Куратор выставки – Рустам Габбасов

издатель, преподаватель школы дизайна РАНХиГС, выпускающий редактор журнала «Шрифт»